Породы лошадей на нашей конюшне

На нашей конюшне представлены несколько отечественных пород лошадей.

любимый1Белорусская упряжная порода лошадей – достаточно крупные, спокойные по характеру лошади интересных мастей. У нас есть лошади соловой и мышастой масти.

Белорусская упряжная порода – уникальна.
Во-первых, это единственная национальная порода Беларуси.
Во-вторых, белорусские упряжные лошади, это не просто легкоупряжная порода, а потрясающие по своей красоте и физическим качествам лошади.

Факт 1.

Лошади белорусской упряжной породы великолепные прыгуны. Соловый жеребец по кличке Енисей при росте 156 см постоянно участвовал в республиканских соревнованиях по конкуру. И не просто участвовал, а выигрывал по высоте до 140 см включительно. Его достижения несколько позже повторил буланый «белорус» по кличке Грозный. Чуть более крупный, 158 см в холке, он привез множество званий «кандидат в мастера спорта», а уж разрядов, от 3-го и до 1-го, так и вовсе без счета.
Это не считая множество учебных коней белорусской упряжной породы, которые честно возят детей и взрослых по менее серьезным высотам. И что показательно! Несмотря на то, что эта порода упряжная, конкурные нагрузки белорусы держат хорошо, и даже выступая по серьезным высотам, не жалуются на связки и суставы.

Факт 2.

Еще одна особенность породы – приспособленность к длительным нагрузкам.
В 1968 г. в Мядельском, Сморгонском и Ошмянском районах проходило испытание белорусских упряжных и лошадей русской тяжеловозной породы в 120-километровом переходе. Белорусские упряжные лошади в этом переходе при дождливой погоде показали высокую выносливость. Они прошли всю дистанцию за 9 ч. 20 мин. со скоростью 13, 04 км\час. Лошади русской тяжеловозной породы прошли только 72 км за 8 ч.06 мин. при скорости движения 8,93 км\час и сошли с дистанции. Примечательно, что, проходя намеченное расстояние на большей скорости, белорусские лошади незначительно изменили свои физиологические показатели.
Заметим, что никакой специальной подготовки белорусы перед этим своеобразным пробегом не проходили, а частота пульса и дыхания измерялись сразу после финиша, без времени на восстановление.

Факт 3.

Среди всех лошадей упряжных пород именно белорусская упряжная демонстрирует самую лучшую работоспособность, с большим отрывом выигрывая у таких знаменитых тяжеловесов как русские и советские тяжеловозы, першероны, торийцы и др. упряжные породы.

Факт 4.

Белорусские упряжные лошади настоящие долгожители и сохраняют прекрасную работоспособность до 30, а то и более лет! Они неприхотливы в содержании и обладают прекрасным здоровьем.

Куда до белорусов модным нынче фризам или андалузам!

Информация взята с личного сайта Алены Мороз.

лаговка  Вятская порода лошадей – некрупные, резвые лошадки.

Описание. Лошадь среднего упряжного типа, довольно массивного, растянутого телосложения и вместе с тем достаточно гармоничных форм. Вятские лошади обладают крепкой конституцией, которая выражается в пропорциональном сложении, плотном строении тканей и крепком костяке. В настоящее время рост лошади в холке достигает 150 см, хотя в 1930—1950-х годах не превышал 140 см.

Среди лошадей вятской породы преобладает саврасая (более 70 % лошадей) масть. Реже встречаются мышастая и буланая масти. Иногда — рыжие (чаще каурые), гнедые и бурые лошади. Отличительной особенностью окраса вятский лошадей является обязательное наличие темной полосы вдоль спины — «ремня». «Ремень» — атавизм, доставшийся этой породе от диких аборигенных лошадей, наряду с «зеброидностью» (поперечные полосы на конечностях) и темными «налетами» на плечах и лопатках.

Главными качествами вятской лошади являются подвижность, выносливость, энергичный, но добрый нрав и неприхотливость к условиям содержания и кормления.

История

Пик популярности вятской породы пришелся на конец XVIII века, поскольку эта выносливая и энергичная лошадь использовалась в вятских тройках. До выведения орловского рысака и ввоза в страну зарубежных тяжеловозных пород вятские,тавдинские и мезенские лошади считались лучшими упряжными породами. Вятки стали вывозиться из родной губернии не только в различные регионы Российской империи, но и за рубеж. Такой массовый вывоз привел к тому, что поголовье лошадей в губернии резко снизился. Для восстановления их численности в 1844 г. была создана Вятская Земская случная конюшня (с 1885 г. — Государственная Заводская Конюшня), стали проводиться испытания лошадей. Вятские лошади были представлены на Всероссийской коневодческой выставке в Москве (1866), на Всемирной выставке лошадей в Париже (1867) и на конской выставке в Роттердаме (1880).

Жеребец Гнедко, принадлежащий крестьянину Куклину

В первой половине XIX века вятскую породу лошадей стали стихийно «окультуривать» тяжеловозными породами. Поскольку такая метизация проходила в частных крестьянских дворах, без должного контроля, то она привела к упадку породы. Имеются сведения о безуспешных попытках поиска тройки вятских лошадей для императора Александра III в 1890-х гг. В 1892 г. на совещании ветеринарных врачей Вятки было официально признано почти полное исчезновение породы.

Однако, организованная профессором М. И. Придорогиным в 1900 г. экспедиция выявила наличие в Вятском крае достаточно большое поголовье типичных вяток. Позже, в 1918 г., главный специалист по животноводству г. Вятки Н. А. Любимов сумел найти 12 лошадей вятской породы и организовать их участие в Первой всероссийской выставке рабочих лошадей. Лошади вызвали интерес у публики и отлично показали себя на испытаниях.

Долгое время эта порода находилась в забвении. Только после серии обследований коневодства Удмуртии, проведенного В. В. Беляевым в 1935—1938 годах и Кировской области — В. П. Левашовым в 1939 году, наступает период активного подъема и развития вятского коневодства. Впервые за всю историю вятской породы с ней была начала целенаправленная племенная работа. В 1943 и 1945 годах организуются Удмуртский и Зюздинский (в Кировской обл.) Госплемрассадники вятских лошадей, объединившие десятки конеферм по разведению лошадей вятской породы. За годы деятельности ГПР вяток были заведены районные племенные книги и установлены стандарты для записи в них племенных вятских лошадей, наметилась стройная структура породы. В итоге деятельности племенных рассадников лошадей вятской породы общая численность вяток возросла во много раз по сравнению с начальным периодом восстановительной работы и достигла почти 1100 голов.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов началось повсеместное закрытие государственных племенных рассадников, где разводили местные породы лошадей, включая вятскую. Целенаправленная племенная работа прекратилась, конефермы ликвидировались, многие племенные лошади были отправлены на мясокомбинаты. Оставшееся поголовье должно было быть улучшено с помощью заводских пород —русской тяжеловозной,орловской и русской рысистой. Таким образом, усилия по сохранению и улучшению породы были фактически сведены на нет.

К середине 70-х годов была поднята глобальная для всего Советского Союза проблема истощения генофонда отечественных аборигенных пород. В 1980—1984 годах специалистами ВНИИ коневодства под руководством Э. М. Пэрна проводится серия очередных обследований ареала разведения отечественных местных пород, в том числе и вятской. В итоге экспедиций авторами вносятся предложения по восстановлению ценной популяции вятских лошадей на основе найденных гнезд типичных вяток в отдельных хозяйствах.

На протяжении последней четверти века в Удмуртской Республике и Кировской области проводятся работы по разведению вятских лошадей. Организовано шесть племенных репродукторных конеферм с общим поголовьем в триста голов. С начала 1990-х годов на Ижевском ипподроме проходят республиканские выставки и испытания лошадей. В Удмуртии разработана Программа «Сохранение и развитие вятской породы лошадей в Удмурсткой республике на 2004—2010 годы». С 2000 года вятские лошади экспонируются на международной конной выставке «Эквирос». С 2007 года вятская порода лошадей наряду с заводскими породами официально курируется ВНИИ коневодства, а это значит, что официально открыта и готовится к изданию государственная племенная книга, начата паспортизация лошадей, централизованный племенной учет.

Использование

Традиционно лошади вятской породы использовались как упряжные. Особенностью русской тройки является то, что коренник (центральная лошадь) должен идти рысью, тогда как пристяжные лошади — скакать галопом. Однако, при использовании в тройке вятских лошадей допускается чтобы все три лошади скакали галопом.

Лошадей этой породы отличают спокойный темперамент, высокая работоспособность, приспособленность к местным климатическим условиям. Особенно они ценны в бездорожье осенью и при глубоком снеге зимой. Успешно используются в сельском хозяйстве. Пригодны для упряжного и верхового туризма в лесной зоне, детской верховой езды и массовых видов спорта.

2_zy47qCKzw  Донская порода – крупные лошади легкоупряжного типа.

Масть: преимущественно рыже-золотая, реже – гнедая, серая, темная гнедая, вороная.Рост в холке: 160-165 см.Экстерьер: Широкое туловище с массивным, немного удлиненным корпусом. Голова среднего размера, затылок узкий и короткий, длинная шея, хорошо сформированная спина, развернутая грудь, длинные и сильные ноги, широкие копыта.Использование: в конном спорте (конкур, пробеги, троеборье, любительский спорт, хобби-класс), в обучении детей верховой езде, в упряжи (сельскохозяйственные, транспортные работы).Особенности: крупный рост, нарядность, крепкая конституция, выносливость, неприхотливость.

История породы

История донской породы лошадей неразрывно связана с историей самого Дона и историей казачества. Конные заводы на Дону появились в далеком XVIII веке. Первые донские лошади были ловкими и гибкими, прыгали через естественные препятствия, могли выполнять крутые повороты, были выносливыми и нетребовательными к уходу, корму. В полной мере отвечали требованиям к строевой лошади.

В XIX веке появляется новая, улучшенная донская порода лошадей. У ее истоков стоят атаманы Мартынов, Иловайский и Платов. Их табуны и положили начало новым донским лошадям. В 70-х годах XVIII века был создан первый конный завод М. Платова. Платов стал родоначальником задонского коннозаводства. Он использовал в случке лучших персидских и арабских лошадей, применяя ключевые элементы племенной работы – подбор и отбор. В 1776 году был создан конный завод Янова, в 1778 году – Серикова и А.В. Иловайского, в 1790 году – Кузнецова и Н.В. Иловайского, и так далее.
Свою неприхотливость лошади донской породы доказали в период англо-бурской войны (1898 – 1902 года), когда кавалерия англичан пала, а 200 донских лошадей из отряда генерала Френча продолжали нести свою службу.

Для совершенствования донской породы стали активно использовать арабских и чистокровны производителей. В 1910 году в Ростове-на-Дону на Всероссийской выставке донские коннозаводчики представили большую группу верховых лошадей красивой рыже-золотистой масти. Эксперты оценили представителей донской породы, как национальное достояние России. С тех пор донская порода получила всенародное признание и стала активно использоваться для улучшения местного поголовья лошадей, а также для нужд армии.

Гражданская война нанесла непоправимый ущерб донской породе лошадей. От многотысячных табунов остались единицы. Задонское коневодство кануло в лету, как легендарная Атлантида. На тот момент казалось, что порода уже не подлежит восстановлению.
Но в 1920 году начались работы по возрождению донской породы лошадей. Бывшие кавалерийские офицеры и коннозаводчики активно занялись племенной работой в Управлении коннозаводства и коневодства на Дону, учрежденном в том же 1920 году. Уже в 1935 году было объявлено о восстановлении донской породы.
В 1946 году донские казаки преодолели на лошадях 200 километров между городами Сальск и Ростов-на-Дону при 40-градусной жаре за 18 часов и 25 минут. Кобыла по кличке Дочь Букварки преодолела 1777 километров за 15 суток без дневок. Группа донских жеребцов прошла 305 километров за 20 часов. Рекорд суточного перехода принадлежит Заносу – за 19 часов 300 километров.
В 1951 году для определения максимальной выносливости лошадей донской породы на конном заводе им. Буденного прошел пробег, на котором лошади ежедневного проходили по 120 километров в течение двух недель. Продолжать забег дольше не имело смысла, так как лошади прекрасно себя чувствовали и готовы были и дальше преодолевать такое расстояние.

В настоящее время донская порода лошадей находится под угрозой вымирания. Поголовье донских лошадей сокращается с каждым годом. Так, в 2012 году в самом большом хозяйстве Ростовской области, разводящем донских лошадей, было выведено всего 20 чистокровных представителей донской породы.
В последние годы ряд конных заводов были признаны банкротами и преобразованы в различные АОО, ООО и др. Судьба ценнейшего поголовья лошадей оказалась в руках людей, абсолютно не заинтересованных в развитии породы, имеющим любительское отношение к коневодству. Руководители Федерального агентства по сельскому хозяйству ничего не предпринимают для решения проблем коннозаводства. Существующие сегодня хозяйства держатся, преимущественно, за счет энтузиазма местных специалистов.

Комментарии из личного опыта нашей конюшни.

Лично от себя хочу добавить – что сложились некоторые стереотипы по отношению к разным породам, на мой взгляд весьма неверные.

Считается  что – белорусская упряжная порода лошадей- эдакие маленькие валенки – способные разве что детишек катать в прокате. На самом деле белорусы на хороших кормах вырастают в крупных коней, весьма способных к разным видам спорта.  Характер в основном очень покладистый, но изредка встречаются и вредные лошадки.

Считается  что –  вятки – это такие милые и пушистые лошадки – которые обладают нежным нравом. На самом деле – это резвые, сильные, выносливые, и очень умные и хитрые кони, которые зачастую обладают  не самым простым характером, вмиг распознают чайников и сильно склонные лениться.

Считается что – дончаки – обладают сложным характером, и именно поэтому их боятся покупать в семью, прокат или спорт. На самом деле за многолетнее общение с этой породой – я ни разу не встречала ни одной кобылы или жеребца со сложным характером – все кони обладают спокойным характером, ориентированны на человека, большой работоспособностью, и абсолютной честностью в работе. При том они с одинаковой отдачей работают как под новичком так и под опытным спортсменом. Я общалась как с кроющими жеребцами – так и со взрослыми не заезженными кобылами из табуна – ни с одной лошадью не было никаких проблем.

П.С.

На нашей конюшне нет фризов – от слова совсем, и мы не знаем где на них можно покататься.

error: Сайт защищен от копирования.
Call Now Button