Помимо чисто физической и всем очевидной пользы от занятий верхом на лошади, и пользы от иппотерапии- для не очень здоровых деток, есть еще аспект психологической пользы – для казалось бы вполне здоровых, взрослых, и даже вроде бы состоявшихся в жизни людей. Я сейчас не буду углубляться в пользу для тела, от занятий верховой ездой на лошади, это уже сто раз написано и на нашем сайте в том числе. Я хотела бы привести примеры пользы для психики здорового взрослого человека. Суть этой пользы заключается в само-осознании, самоуверенности ( только в положительном смысле этого слова) и самоощущении. Я напишу простыми, своими словами.
Чем мы занимаемся
Обучением верховой езде с нуля людей любого возраста. Большинство учеников приходят к нам уже в зрелом возрасте, это НЕ спортивные люди, которые зачастую ведут исключительно сидячий образ жизни, многие никогда не занимались в жизни ничем совсем, даже плаванием в бассейне и прогулками с собаками. Мы не занимаемся конным спортом, в том виде, когда не способный ученик отсеивается и идет на все 4 стороны вышивать крестиком, у нас камерный клуб, и в основном постоянные ученики, поэтому мы не отказываемся заниматься с теми людьми, за которых часто не берутся наши коллеги. Нет, конечно никто не мешает некоторым из наших выпускников, после освоения азов у нас идти дальше осваивать уже более серьезный уровень выездки, конкура или прикупить и заездить себе лошадку самостоятельно. Однако сейчас речь о том, что и как происходит со взрослым человеком, который наконец то решил реализовать свою мечту. Приходит ученик, мышц-нет, бесстрашие давно ушло с подростковым возрастом, физически человек слаб. Что мы имеем, набор страхов, чисто физических- ой я упаду, ой страшно… С этим приходится смириться – конечно упадете, и не один раз, поэтому вот вам шлем и перестаем боятся, обычно падают у нас не сразу, а по мере освоения более быстрых аллюров. Так что по началу страх мы купируем. С особо трепетным, не тренированными и возрастными учениками, мы начинаем заниматься сначала на стоящей лошади. Потом, по мере преодоления страхов и осознания “вау! Оказывается я это могу!” у ученика начинают загораться глаза и он уже обычно забывает, что 15-20 минут назад его сводило от страха.
Идем потихоньку дальше.
А дальше зачастую физика человека просто отказывает, так как сидение в офисе, автомобиле, дома 24/7 не способствуют крепким мышцам… Ну да ничего, для осуществления своей мечты ученики обычно терпят и по-маленьку втягиваются в процесс. Кто то быстрее, кто то дольше, но втягиваются, перестают так сильно болеть мышцы, да и привыкаешь к этой приятной боли со временем. А уж как все это полезно для здоровья, всем надеюсь ясно. Проходит какое-то время, и ученик уже уверенно сидит в седле, выполняет без опасений разные упражнения на рыси и галопе без стремян, без рук, и вот технически и физически- он уже готов к работе с поводом и с лошадью без корды. А вот тут практически всегда возникает интересная ситуация. Люди, физически готовые для поездки в поля, зачастую застревают на плацу, и бывает застревают очень надолго. Суть в том, что ученик привыкший выполнять команды (на работе) отлично выполняет команды тренера на корде, и оказывается по началу абсолютно не способным отдать команду лошади. То есть физически- он к этому готов, а вот психологически – нет. Выглядит это начиная от “ой а как же я лошадку пошлю, ей же больно” до “ой я не могу, у меня не получится, я так не умею”. И с этого момента начинается психологическая работа. Которая иногда затягивается на очень долго. Объяснения, что лошадь это партнер, корого нужно вести и руководить им, что на выполнении своих команд надо научиться настаивать на своем. Иногда этот совсем не простой процесс может занять не один год. И это на мой взгляд самое сложное, в обучении взрослого человека верховой езде. То есть на самом сложном этапе становления своей личности всадника мы имеем, физически готового ученика, и технически уже обученного практически на уровне рефлексов правильно реагировать на те или иные ситуации, грамотного в теории но, не до конца уверенного в свои силах человека. И тут зачастую начинается практически тупиковая ситуация. То есть ученик вроде бы и готов. И да, по команде тренера на закрытом плацу лошадь поднимается в галоп с нужной ноги, и делает переходы, но стоит только выйти без корды в поле, и лошадь, чувствуя неуверенность всадника в себе, моментом шлет его далеко и перестает вообще зачастую выполнять какие – либо команды. И хорошо, когда в этот момент ученик понимает в чем дело и очень старательно работает над собой. Гораздо хуже, когда человек начинает раскисать, и вместо отработки команд скатывается на “нуууу почемуууу меня лошадка не слушается……” и это можно слышать от взрослых девочек, занимающих хорошую должность…. Дальше долгий и очень нудный процесс топтания на одном месте, в котором от тренера уже мало что зависит. Тут зависит только от желания всадника сделать следующий шаг, то есть прорыв на пути знакомства с собой-любимым, и перейти из стадии ” ой я не могу” в стадию ” ух ты-у меня получилось!” В целом – получается у всех, кто этого хочет рано или поздно. У кого-то раньше, у кого то позже. У кого то просыпается здоровая злость, на себя, у кого то прорыв происходит после падения, человек начинает ощущать себя ведущим в паре лошадь-всадник. И это замечательно. После такого прогресса мы можем относительно безопасно ездить с резвыми аллюрами в лес и идти, по желанию, дальше.
Ну и несколько наблюдений со стороны.
По моим личным наблюдениям достаточно большого количества народу, приходившего к нам с нуля, и освоившим верховую езду на уровне свободного владения лошадью, переходов и не высоких прыжков, можно точно сказать, что такое, психологическое становление ученика никогда не проходит бесследно в его НЕ конной жизни. Как то, некоторые дамы “внезапно” обрели семейное счастье, которое они долго добивались. Некоторые ученики получили так же ” внезапно” серьезные повышения по карьерной лестнице, все, отмечали, что им стадо легче общаться с людьми, потому что они стали увереннее в себе не только, когда сидят на коне. Поэтому по моему мнению – верховая езда на лошади, помимо укрепления мышц, похудения на десятки кг, обретения гибкости, и как следствия ухода депрессивных состояний ( просто некогда впадать в депрессию, когда все мышцы болят и на конюшне много дел) играет огромную роль в становлении личности человека, знакомстве его с самим собой и улучшения своей жизни в целом. Как личный так и карьерный рост практически гарантирован ученику, который смог переступить через свои страхи.